8 дурацких офисных правил, которые всех раздражают
У компаний должны быть правила поведения — это не обсуждается. Но совсем не обязательно наводить порядок с помощью устоявшихся правил, которые мало кому нравятся на самом деле. Когда у компании возникают проблемы с парой сотрудников, она выкатывает на-гора нелепые, демотивирующие правила для всей команды. Но нет смысла озадачивать весь офис странными правилами, если вы просто не знаете, как справиться с конкретной проблемой. Ведь это ее только ухудшает. В своей статье на Enterpreneur Тревис Бредберри, президент TalentSmart, перечисляет несколько самых одиозных корпоративных правил, к которым пытаются прибегать поклонники жесткого стиля управления, но которые приносят больше вреда, чем пользы.
1. Ограничение доступа к интернету
Есть сайты, на которые никому не стоит заходить во время работы. И я сейчас говорю не о Facebook. Но как только вы заблочили порносайты и другие очевидные вещи, становится все труднее судить, где подвести окончательную черту. Большинство компаний рисуют ее не совсем там, где нужно.
Стоит позволить людям убивать время в интернете во время перерывов. Когда компания ограничивает доступ к интернету, она не просто деморализует тех, кто не может почитать Facebook, она ограничивает способность сотрудников выполнять прямые обязанности. Многие настолько урезают доступ в сеть, что людям сложно даже проводить онлайн-исследования. Пример, который лежит на поверхности: проверить Facebook-профиль человека, которого вы только что собеседовали.
2. Смехотворные требования к графику, времени прихода и ухода из офиса
Людям платят зарплату за выполненную работу, а не за штаны, протертые сидением за рабочим столом. Пилите подчиненного за то, что он опоздал к началу рабочего дня на пять минут, при том, что обычно он часто задерживается после работы и работает даже на выходных. Этим вы покажете ему, что правила важнее, чем рабочая продуктивность. От этого попахивает недоверием к сотрудникам, а никогда не стоит платить зарплату тому, кому вы не доверяете.
Когда компании излишне придираются к наличию медицинских справок или свидетельств о смерти родственников, у сотрудников останется неприятное послевкусие от такой работы. В конце-концов, если у вас работают люди, которым проще подделать смерть близкого человека, чем прийти поработать, что это говорит о вашей компании?
3. Драконовские правила пользования почтой
Среди дурацких корпоративных правил это — новичок, но он быстро догоняет остальные по уровню идиотизма. Некоторые компании настолько ограничивают пользование почтой, что сотрудникам приходится выбирать из списка предварительно одобренных для работы тем, прежде чем email-софт дозволит им отослать сообщение.
Это также вопрос доверия. Если вы не доверяете подчиненным пользоваться почтой на свое усмотрение, зачем вы вообще брали их на работу? Стараясь приструнить «плохишей», вы делаете несчастной всю команду каждый раз, когда кто-то пытается отправить сообщение. И угадайте что? «Плохиши» и так придумают, как обойти такой запрет.
4. Ограничения времени на туалет
Если вы собираетесь и это ограничивать, уж лучше выйти к сотрудникам и вслух пожалеть о том, что они — не роботы. Когда вы устанавливаете лимиты на личные свободы работников, подсчитывая, сколько раз человек отлучался в ванную, они начинают подсчитывать свои дни работы на вас. День, когда от вас требуют принести справку от доктора, которая бы давала вам право на дополнительный поход в ванную, это тот день, когда вам нужно начинать искать новую работу.
5. Жалкие попытки внедрять политкорректность
Устанавливать высокие стандарты отношений сотрудников друг к другу — это чудесно. Ведь мы живем во враждебном мире, где царит дискриминация. Но не стоит преступать в этом все мыслимые и немыслимые границы. Если начать охоту на ведьм просто потому, что кто-то в офисе в ответ на чих коллеги сказал «Благослови вас бог», это создаст в команде атмосферу паранойи и зажатости (между прочим, реальный случай). И уж точно не улучшит отношения в коллективе.
6. Жесткие системы оценки производительности
Когда вы заставляете сотрудников соответствовать жестким критериям оценки, вы совершаете три ошибки: 1) неверно оцениваете их эффективность; 2) заставляете всех чувствовать себя просто пачкой цифр; 3) создаете ауру угрозы и недовольства — даже те, кто хорошо работает, будут постоянно бояться не вписаться в жесткие рамки.
7. Запрет мобильных телефонов
Если запретить мобильные в офисе, никто не будет тратить время на смски или разговоры с семьей и друзьями, правильно? Ну да, как же. Компаниям нужно хорошо потрудиться, чтобы нанять людей, стоящих доверия, тех, кто не будет злоупотреблять свободой. Также нужно научить менеджеров эффективно работать с теми сотрудниками, кто не справляется или же злоупотребляет доверием (к примеру, слишком много болтая по телефону). Это — также тяжелый труд, но он того стоит. А простая в выполнении альтернатива (запрет телефонов) демотивирует команду.
8. Ограничение самовыражения сотрудников
Многие компании следят за тем, что у работников на рабочих столах. Огромный постер известной модели в полуголом виде? ОК, это может быть проблемой. Но ведь часто работодатели диктуют даже мелочи: сколько фото можно поставить на стол, можно ли ставить рядом бутылку с водой, как много объектов можно размещать на столе. Еще раз, это все — вариации старого-доброго «Если бы я нанял роботов, такой проблемы попросту не было бы».
Это касается и дресс-кода. Униформа отлично работает в частных школах, но не всегда — на работе. Нанимайте профессионалов и они будут соответственно одеваться. Если кто-то пересек черту дозволенного, нужно на этот случай иметь менеджера, который сумеет разобрать ситуацию с непосредственным участником. Иначе ваши подчиненные будут мечтать о другом месте работы.
Ольга Карпенко
Рекомендовано к прочтению