ФГИ выступил против портов-монолайнеров

ФГИ выступил против портов-монолайнеров
Евгений Стелькин

Фонд госимущества выступил против концессионной монополии в морских портах.

Об этом заявил заместитель главы ФГИ Андрей Гайдуцкий.

«Есть риск трансформации портов в порты-монолайнеры. Если концессионером станет компания, например производящая руду, то уже через несколько лет порт переквалифицируется исключительно под грузы этого инвестора. Фактически это уже будет порт-монолайнер, который будет работать трейдером именно этих типов груза. Появятся риски конфликтов с другими, в частности, с агро-трейдерами, если концессионер будет, например металлотрейдером», – заявил он.

Как отметил чиновник, в новом законопроекте «О концессии», который сегодня разрабатывается рабочей группой при Фонде, будут заложены нормы, которые не позволят одному инвестору «взять» порт целиком.

По словам Гайдуцкого, продажа объектов морской транспортной отрасли – вариант намного менее эффективный, нежели концессия, поскольку полная приватизация портов состоялась только в 2 странах – Франции и России. Оба примера свидетельствуют о том, что приватизация не является успешным выбором.

«Согласно мировому опыту 90% морских терминалов остается в государственной собственности. Что касается сроков концессии – в мире отдают предпочтение краткосрочным договорам: на 15-25 лет с возможностью пролонгации. В 2007 году Европарламент утвердил так называемую политику развития европейских портов, в которой не рекомендует долгосрочные концессии, поскольку очень сложно спрогнозировать развитие грузопотоков на 30-40 лет вперед», – пояснил Гайдуцкий.

Комментируя попытку украинских властей передать в концессию на 49 лет одной из украинских компаний единственный глубоководный порт Украины – МТП «Южный», замглавы ФГИ отметил, что процесс передачи остановлен. Результаты оценки активов порта возвращены компании-оценщику. Если же концессия «Южного» будет возобновлена, оценивать порт придется по-новому.

«Сейчас есть экономическая и политическая воля сделать все так, чтобы к концессии порта «Южный» был допущен не один, а много концессионеров. Чтобы порт достался не одному инвестору, а через аукцион, через конкурс каждый концессионер потерминально, пометражно получил то, сколько ему нужно для ведения его деятельности. И конечно было бы интересно, чтобы приоритет предоставлялся компаниям, которые работают с контейнерами. Поскольку контейнеры приносят больше дохода из расчета на одну тонну груза», – подчеркнул Гайдуцкий.

Замглавы ФГИ также добавил, что в новом законопроекте «О концессии» предусмотрена возможность передавать в концессию даже часть портового терминала, что сделает невозможным появление в Украине портов-монолайнеров.

Напомним, в 2013-м ФГИ запустил процесс подготовки к передаче крупнейшего морского порта Украины – МТП «Южный» в концессию. По мнению профильных экспертов, данный процесс был лоббистским и предполагал передачу порта одной из украинских ФПГ, в результате чего эффективная гавань могла превратиться в закрытый порт-монолайнер, обслуживающий грузы одной компании. Благодаря активной позиции ряда общественных организаций, скандальная концессия была остановлена.

Спортивные комплексы для развития детей Как быстро увеличить депозит Правила педикюра Прогулки на водном транспорте Выращивание цветной капусты

Лента новостей