Как украинские производители врут на этикетках

Как украинские производители врут на этикетках
Евгений Стелькин

Этикетки на упаковках с едой вскоре могут стать более подробными и, главное, правдивыми. В парламенте зарегистрирован законопроект “Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов”.

Впрочем, чтобы новый закон начал работать, в Украине нужно менять систему контроля, пояснила руководитель отдела тестирования компании “ТЕСТ” Нина Кильдий, отметив, что немалая часть производителей, продукцию которых они проверили, «сочиняя» этикетки, мягко говоря, лукавят.

Главный посыл законопроекта — этикетки в Украине должны писать по европейским правилам. Поэтому нужно будет не только подробно прописывать состав, пищевую ценность, сроки и условия хранения, но и, к примеру, указывать страну происхождения сырья. Это касается, в частности, сырого мяса. Сейчас потребитель может только догадываться, откуда в магазин попала говядина — с ближайшей фермы или из Бразилии.

Кроме того, производители будут обязаны перечислять ингредиенты, способные вызвать пищевую аллергию. Им также хотят запретить снабжать этикетки информацией рекламного характера, в том числе заявлять о “полезных” и “лечебных” свойствах продукта. По словам Кильдий, шрифт на этикетках должен быть крупнее, чем сейчас. Его размер в новом законопроекте увеличен с 0,8 мм до 1,2 мм.

По словам Нины Кильдий, требования законопроекта в целом соответствуют европейским нормам. Кроме одного: “В документе почему-то отсутствует пункт об обязательной маркировке продукции, содержащей ГМО, хотя в действующих правилах он есть”, — удивляется она.

Менеджер отдела безопасности и взаимодействия с государственными органами компании “Данон” Таисия Клочко отмечает и еще один минус: “Документ не содержит дополнений, как это предусмотрено в Регламенте ЕС 1169/2011, под который, собственно, он и писался. К примеру, нет перечня аллергенов, которые нужно указывать на этикетках, списка продуктов, к которым должна прилагаться расширенная этикетка с указанием дополнительных данных и пр. Это содержит риски как для производителей, так и для потребителей”.

По ее мнению, столь фрагментарная имплементация европейского законодательства может привести к сложностям в исполнении законодательных требований и в итоге — полноценной защиты прав потребителей так и не будет.

Стоит отметить, что вопрос ответственности за нарушения интересов потребителя в законопроекте проработан, мягко говоря, не очень тщательно. По сути, все взыскания и штрафы остались прежними (в основном это штраф в размере 5–12 минимальных зарплат и изъятие товара из оборота). Единственное нововведение — штраф (8–12 минимальных зарплат) будет грозить продавцам, торгующим просроченным товаром.

Напомним, самыми распространенными видами обмана на сегодня являются:

- на этикетке указываются не все ингредиенты (чаще всего “опускают” о самые вредные или нежелательные для потребителя составляющие);
- при переводе “импортных” этикеток на украинский язык можно недосчитаться едва ли не половины составляющих;
- этикетки делаются заведомо “нечитаемыми” (к примеру, наносится золотистый шрифт на красный фон или серебристый на серый).

Самостоятельная установка стиральной машины Sony Xperia TX - спустя 3 года эксплуатации Транспортировка грузов на фурах Можно ли заработать настоящие деньги с помощью мобильного телефона Новость о пожаре в Мытищи

Лента новостей