Игра, которую ведет Берни Экклстоун
Журналист ссылается на недавнее интервью главы менеджмента Формулы 1 немецкому телеканалу ZDF.
Джо Савар: "Берни Экклстоун говорит, что хочет порвать свод правил Формулы 1 и начать всё с самого начала. Разумеется, этого он сделать не может, и именно поэтому прибегает к подобной риторике, чтобы произвести впечатление. Он действительно хочет добиться перемен, но лишь потому, что сам создал весь сегодняшний разброд, ведь сейчас ничего не работает так, как ему бы хотелось.
На самом деле, интервью телеканалу ZDF, которое Берни дал вместе с Максом Мосли, вполне ярко высвечивает тот факт, что он уже не может силой продавливать решения. Во многих отношениях Экклстоун остаётся могущественным человеком, но он позволил себе запутаться в ловушке демократии – той самой демократии, в которую не верит.
Он расстался с властью в обмен на коммерческие сделки, позволившие поддержать интенсивность денежных потоков, но теперь за это приходится расплачиваться. Командам достались и деньги, и влияние, а у Берни оказались связаны руки. В инвестиционном фонде CVC это знают, поэтому хотят выйти из игры. Золотая жила исчерпана.
В CVC хотят передать ответственность другим людям, но просят за это огромные деньги, однако потенциальные покупатели должны быть настороже и чётко понимать, за какое дело они берутся. Возможно, Берни им всё это объясняет, только чтобы отпугнуть. Ему всё равно, кто владеет Формулой 1, если он останется у руля. Именно такую игру он сейчас ведёт.
Важно подчеркнуть, что все проблемы можно решить, однако дело в том, что эти решения не устраивают Берни. По-прежнему есть много путей экономического развития чемпионата, для чего требуются не такие уж большие инвестиции, но самое главное, для этого требуется сотрудничество всех команд. Если все команды будут действовать сообща, занимаясь деловыми вопросами, они заработают больше денег. В NASCAR это работает: команды соревнуются на трассе и координируют свои действия за её пределами. Хозяева этой американской серии не используют принцип “разделяй и властвуй”, и команды с ними конструктивно сотрудничают. NASCAR работает как корпорация, в том числе нормально взаимодействуя с владельцами автодромов, а не просто их эксплуатируя.
В целом в Формуле 1 нормальные правила, но их нужно слегка подкорректировать. Чемпионату нужны двигатели, а исследования в этой области полезны для всего автопрома. Автоконцернам нужно снижать объём вредных выбросов в атмосферу, причём, не просто ради того, чтобы “спасти мир”, но чтобы соответствовать всё более строгим государственным стандартам в экологической сфере. В Формуле 1 затраты всё-таки не столь велики по сравнению с расходами на НИОКР в автомобильной индустрии. Но проблема в том, что чемпионату нужны чёткие правила, регламентирующие поставку силовых установок клиентским командам, а также необходимо установить предельно возможную цену на двигатели. Если Ф1 поработает над своим имиджем, то в спорт могли бы прийти новые производители.
Стоило бы ограничить затраты команд и подумать над перераспределением доходов, которые приносит чемпионат. Если же Ferrari или ещё кто-то пригрозят уходом из Формулы 1, пусть уходят. Понятно, что они никуда не денутся, это бессмысленные угрозы, потому что альтернативы всё равно нет.
Уместно ставить вопрос о появлении независимого поставщика двигателей, но кто-то за это должен платить. Если не Формула 1, то кто? Это возможно, но при одном условии: если хозяева чемпионата перестанут забирать у спорта всё, до последнего пенни. Да, задача инвесторов зарабатывать деньги. С этим сложно спорить, но пусть они зарабатывают на производстве труб для трубопроводов и корма для домашних животных, и не ставят под угрозу спорт, который любят миллионы.
В конечном итоге, если вдуматься, то порвать надо не свод правил Формулы 1, а коммерческие сделки и договорённости о разделе полномочий, заключённые между Экклстоуном, президентом FIA Жаном Тодтом и командами. Это придётся сделать. Федерация должна управлять чемпионатом и не вмешиваться в коммерческую сферу. Если FIA хочет заниматься проблемами безопасности на дорогах – отлично, пусть занимается. Но тогда должно быть создано её независимое подразделение, контролирующее спортивную сферу.
Командам следует согласиться, что справедливое распределение призовых – это более мудрый подход. Согласен, за хорошие результаты должны быть предусмотрены бонусы, но традиция, в соответствии с которой Формула 1 должна платить Ferrari, поскольку у этой команды особый “звёздный” статус, просто порочна. Благодаря такому статусу, Скудерия получает средства из других источников, от спонсоров, от торговли сувенирной продукцией и продаж своих автомобилей.
А структуры Берни Экклстоуна должны умерить свои аппетиты. При этом по контракту они обязаны продвигать спорт, действуя в его интересах, искать пути для его роста в долгосрочной перспективе, а не просто выносить наличность через чёрный ход.
Дополнительные источники доходов могут появиться, если Формула 1 вернётся на бесплатные телеканалы, или, по крайней мере, будут применяться более разумные подходы при составлении договоров с крупными кабельными сетями. Также можно было бы снизить плату, взимаемую с автодромов за право проведения гонок – тогда хозяева трасс смогут снизить цены на билеты и будут вкладывать больше денег в улучшения инфраструктуры своих объектов, чтобы зрителям было удобнее. Как следствие, гонки могут вернуться на те стратегически важные трассы, где они и должны проводиться, а не в тех странах, правительства которых готовы платить огромные суммы.
Добиться всего этого будет непросто, и чемпионату потребуются новые руководители, у которых есть мудрое видение перспектив и энергия – они должны будут заменить тихонь, которые боятся выйти из тени. Еврокомиссия может помочь спорту в достижении этих целей, но в большей степени судьба чемпионата зависит от появления такого нового хозяина, понимающего, что надо делать…"
Рекомендовано к прочтению