Пункт четвертый: выборы на востоке

Пункт четвертый: выборы на востоке
Евгений Стелькин

Организация местных выборов на территории "отдельных районов Донецкой и Луганской областей" является одним из важнейших моментов подписанного в феврале Минского соглашения. От того, насколько успешными будут, зависят все дальнейшие шаги, связанные с проведением конституционной реформы, восстановлением контроля над границей и прочие инициативы, фактически подразумевающие восстановление целостности Украины в восточной ее части. Все должны определить переговоры, которые до сих пор не начаты. А поговорить есть о чем.

Генерал-губернаторства

Во-первых, украинской стороне следует разобраться с тем, что происходит на контролируемой территории, где при существующих раскладах нормальные местные выборы вряд ли возможны и без проблем с ДНР и ЛНР. Казалось бы, подвижки пошли. В минувшее воскресение Петр Порошенко подписал закон "Об основах государственной региональной политики", тоже предполагающий децентрализацию. Помимо прочего закон содержит такие понятия как "макрорегион", предполагающие "общие проблемы развития", и вводит принципы паритетности и субсидиарности. Последние означают, что у регионов должны быть равные возможности доступа к государственным деньгам при передаче властных полномочий на самый низший уровень управления.

Но в то же время, в Украине действуют военно-гражданские администрации (ВГА), созданные отдельным законом, тоже подписанным Порошенко. Первый и второй законы явно противоречат друг другу в той связи, что "военная" власть будет существовать ровно до тех пор, пока Антитеррористический центр СБУ не объявит про окончание АТО. То есть, в отдельных населенных пунктах населенных пунктах ВГА прекратят действовать, когда соберется на первую сессию местный совет, но на областном и районном уровне она по-прежнему остаются при всех полномочиях местной власти.

Более того, при весомой доле авторитета такой губернатор, как генерал Москаль, превращается в полноценного генерал-губернатора. В силах ВГА как казнить, так и миловать, как выделять, например, земли, так и изымать их с арестом всех причастных лиц. Механизма передачи полномочий после выборов не предусмотрены никак. Более того, нетрудно догадаться, что пройдут они под безусловным диктатом тех, у кого уже есть не только полномочия, но и оружие. Предлог всегда найдется, самый очевидный - "не допустить к власти сепаратистов".

Законы и принципы

Без понимания, как развести одну власть с другой, начинать переговоры о проведении местных выборов по украинскому законодательству в ДНР и ЛНР было бы довольно глупо. Тем более что согласно минским документам, уже до 13 марта Верховная Рада должна принять постановление с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Закон должен создать основу, на которой местные органы власти будут строить отношения с Киевом, назначать судей и прокуроров, отряды милиции и пр.

Таким образом, для начала реального мирного процесса Украине нужен жест, исполненный мудрости, доказывающий возможность соблюдения законов на ее собственной территории, чего, скажем прямо, не наблюдалось уже давно. Только после этого разговор с непризнанными республиками может начаться с соблюдения ними украинских законов о выборах.

Сами по себе это просто нормативные акты, довольно неплохие и опробованные на практике, ДНР и ЛНР они ничем не грозят. Но чтобы вторая сторона не только согласилась с участием во всеобщей процедуре выборов, но и провела их по общим же стандартам, придется тщательно подобрать не только слова, но и людей, их произносящих. Пойти навстречу республики смогут разве что только в связи с выполнением еще одного пункта Минских соглашений - восстановлением социально-экономических связей и финансовых отношений, в частности - выплаты пенсий. Но для этого, опять же, следует разрушить с таким трудом выстраиваемую систему, предполагающую сначала вынуждение донецких и луганских пенсионеров регистрироваться в других городах, а затем всяческое блокирование их доступа к местам получения пенсий.

Учитывая характер украинской политики, где если не все, то многое диктуется улицей, такое решение должно быть хорошо подготовленным и красиво поданным. Держа его перед собой на вытянутых руках, можно окунаться в целый ворох технических проблем с организацией выборов как таковых. Технически здесь целая куча позиций для взаимного недоверия, особенно если Киев попытается давить и ставить под сомнение прозрачность избирательных процессов в "отдельных районах". Формирование избирательных комиссий, процедура подсчета голосов, утверждение протоколов и участие наблюдателей - все это требует нервов, сил и холодной головы.

Далее логично возникает тема местных бюджетов и участия в делах Донбасса госбюджета Украины. Экс-губернатор Донецкой области Сергей Тарута буквально вчера заявил о том, что бюджет текущего года потребностей региона не учитывает. Непонятно, как будут собираться налоги, формирующие местные бюджеты и каким образом должны в принципе выполняться государственные бюджетные программы. В первую очередь, для "временно оккупированных районов", ныне живущих в условиях настоящей гуманитарной катастрофы.

Дефицит доброй воли

Щекотливость ситуации с выполнением Минских соглашений в том, что добрая воля и разного рода переговорные усилия - это прерогатива исключительно Украины. Наши политики и общественность потратили столько времени и сил чтобы доказать, что сепаратисты (равно как и жители Донбасса) не имеют человеческого облика, что вполне логично ожидать проявление такового собственно украинскими политиками и общественностью. Здесь есть прямой интерес: восстановить контроль над границами и территорией. Следовательно, надо делать то, что следовало бы сделать еще год назад. После событий прошедшего года на лояльное отношение по умолчанию рассчитывать не приходится.

"Честно говоря, находясь в Донецке, я не могу поверить, что созданные и создающиеся тут властные структуры ДНР спокойно отойдут в сторону и скажут: "мы согласны на новые выборы". Хотя предсказать развитие событий на 100% не возьмется никто, возможно, найдется авторитет, который убедит все же выборы провести. Но здесь уже есть довольно много людей, которые воевали, которые были под обстрелами, потеряли родных и близких. Весьма большому числу жителей Донбасса уже не объяснить, что все это было зря и нужно опять становиться Украиной. Безусловно, полного единодушия в обществе нет. Кто-то видит выход из ситуации в возвращении в Украину. У кого-то еще осталась неопределенная позиция, но в целом могу констатировать, что после всех историй с обстрелами городов, невыплатами пенсий, блокадой и прочим, число явных сторонников единой Украины в Донбассе весьма невелико", - говорит донецкий журналист, член движения "Гражданская инициатива Донбасса" Рамиль Замдыханов.

Движение вперед

Безусловно, главной задачей договоренностей в Минске было остановка боестолкновений любыми способами. Как говорят скептики, есть всего два типа положений: выполнимые и невыполнимые. Отвести артиллерию можно, а вот провести выборы - вряд ли. Однако жизнь не предполагает столь простых комбинаций. Если просто остановить стрельбу и считать это достаточным поводом для движения вперед, то конечно, проведение местных выборов по украинским законам со всеми вытекающими последствиями на Донбассе невозможно, это нечто из области фантастики.

Но там, где проблему невозможно решить одним ходом, существует сложный процесс, который идет от одной проблемы к другой последовательным их решением. Когда на кону стоит будущее миллионов людей, это единственный возможный способ движения. Если кому-то еще хочется повоевать, то начинать мирные переговоры не стоило.

Дмитрий Заборин, историк, политтехнолог

Лето – 2015. Модные женские часы Выращивание цветной капусты "Умный" ремешок для часов Sony Xperia TX - спустя 3 года эксплуатации Стулья для кухни

Лента новостей