Эйфория покидает жителей Крыма после года в России - Reuters
Взлет цен, аппетиты бюрократов, произвол силовиков и опустевшие гостиницы черноморского курорта стали холодным душем для жителей Крыма, с ликованием воспринявших присоединение к России как пролог к процветанию.
Спустя год после аннексии украинского Крыма, за которую Москва заплатила болезненными экономическими санкциями, а полуостров — сворачиванием контактов с западными инвесторами и параличом банковской сферы, действующие лица и невольные участники потрясшей мир драмы подводят баланс прибылей и убытков.
«И будет Крым захолустьем России. Что тут хорошего? Цены сумасшедшие, зарплаты — смешные», — ворчит 35-летний таксист Николай, ловко выруливая между дорожными рытвинами в центре Симферополя, сохранившимися с украинских времен.
«Бизнесу в Крыму стало хуже. Наши бухгалтеры вешаются. Не можем адаптироваться», — жалуется на непривычную российскую систему налогообложения Михаил Воробьев, 43-летний торговец стройматериалами из Бахчисарая.
Президенту Владимиру Путину решительный разрыв с европейскими и американскими партнерами обеспечил беспрецедентный рост популярности на родине. В воскресном интервью госТВ Путин раскрыл свой секретный приказ о «возвращении» Крыма в состав России. Это заявление контрастировало с прежними утверждениями Кремля о повиновении воле крымчан, выраженной на референдуме, присутствие российских военных на котором президент объяснял задачей обеспечить свободу волеизъявления и защитить права русскоязычных.
«Рейтинг президента в Крыму близится к 100 процентам», — убеждает Сергей Аксёнов, вдохновитель блиц-опроса о присоединении к России, законность которого в ООН признали лишь 11 из 193 стран.
«Девять из 10-ти скажут, что поддержат, и ещё бы пошли и повторно проголосовали».
Аксенов отрицал звучавшие из уст парламентариев в Киеве обвинения в связях с организованной преступностью. После референдума Путин утвердил 42-летнего регионального политика-националиста и выпускника военного училища главой Крыма. Аксёнов попал в черный список лиц из путинского окружения, которых США и ЕС сочли ответственными за аннексию и за кровопролитие на востоке Украины, где бои украинских вооруженных сил с пророссийскими сепаратистами унесли более 6 тысяч жизней менее чем за год.
«Нам нечего стыдиться. Все эти санкционные вещи абсолютно несправедливы к нам», — сказал Аксёнов Reuters.
«Глупая мера, которая все равно так или иначе отменится, я не переживаю за это», — говорит крымский лидер, сидя в скромной обставленной по-советски переговорной с флагами России, Крыма и гербом. Антураж крымской бюрократии контрастирует с привычной роскошью чиновников на материке — официальные лица полуострова перемещаются в основном на недорогих «волгах».
Путин отрицал, что после киевской февральской революции полуостров занял российский спецназ, но затем признал, что тот стоял за «самообороной» Крыма. Президент причислил Крым к русским святыням и пообещал никогда его не отдать.
Об экипированных бойцах в одинаковой и без знаков различия униформе, которые с автоматами и пулеметами занимали аэропорты и блокировали в Крыму украинских военных, называя себя бойцами «сил самообороны», год спустя напоминают муляжи в камуфляже.
Фигуры и плакаты установлены в общественных местах в честь вооруженных «вежливых людей», культивируемых кремлевскими пропагандистами как часть нового имиджа России.
Санкции аукнулись России усугублением экономических проблем, подстегнув обвал рубля, инфляцию и обеспечив рекордное бегство капитала. Но Москва обещает помогать Крыму, и Аксёнов ждёт от нее в этом году 50 миллиардов рублей ( 824 миллиона долларов по текущему курсу).
Привыкший жить за счет отдыхающих полуостров оказался в ловушке после того, как Украина прекратила железнодорожное сообщение в ответ на аннексию. Обещания Москвы наладить альтернативные маршруты не помогли избежать беспрецедентных очередей на паромную переправу, в которых туристы из России провели прошлым летом не одни сутки. Украинские и турецкие авиаперевозчики прекратили рейсы в Крым: теперь сюда летают только российские.
Местные власти сообщали о более чем двукратном снижении турпотока по итогам 2014 года, после того как годом ранее полуостров посетили 6 миллионов туристов.
Фешенебельная гостиница Ялта-Интурист, делающая ставку на прием «мероприятий общегосударственного и международного масштаба» и предлагающая двухместный номер в мае по 5200 рублей в сутки ( 86 долларов), а летом — вдвое дороже, рапортовала об увеличении потока туристов.
«Общее количество гостей за 2014 год превысило показатели 2013 года», — сообщил отель Reuters по электронной почте.
Власти Крыма надеются, что девальвация рубля отвадит россиян от турецких и египетских курортов. Но менеджер одной из туристических фирм Ялты Иван остудил ожидания.
«На самолетах будут прилетать только состоятельные и в основном в Ялту», — сказал он Reuters.
«Без моста (в Крым) туристического бума не будет», — сказал он Reuters.
Москва доверила 3-миллиардный подряд другу Путина и ждет, что мост через Керченский пролив будет построен к 2019 году.
Выигравшими от включения в состав России себя считают многие крымские пенсионеры, апеллируя к увеличению выплат по сравнению с украинскими. Однако критики говорят, что инфляция и девальвация съели значительную часть надбавки. Они называют пенсионеров и бюджетников, число которых власти и СМИ оценивали в почти миллион, костяком эйфории, охватившей двухмиллионное население полуострова и откликнувшейся в России горделивым лозунгом «Крым наш!», но предрекают смену настроения.
«Пока эйфория не прошла: народ тратит заначки. Которые скоро закончатся. Вот тогда все схватятся за голову», — говорит 45-летний Сергей.
Он перебрался в Крым из Киева вслед за женой. Та покинула столицу с двумя детьми, испугавшись прозападного восстания на Майдане, где трехмесячное противостояние демонстрантов и силовиков вылилось в конце февраля 2014 года в кровопролитие, а лояльный Москве президент спасся бегством в Россию. Сергей устроился менеджером по продаже строительных материалов в одной из частных фирм Симферополя.
Как и некоторые другие собеседники Reuters, он попросил не называть его фамилию, из страха пострадать за инакомыслие.
«Если б не было отделения Крыма от Украины, не было бы войны на Донбассе», — сказал Сергей, прикрывая форточку на кухне, чтобы не услышали соседи.
«Простые россияне только проиграли от аннексии Крыма: по всей России рост цен, санкции, девальвация. Помимо всего, они просто лишились возможности отдыхать дешево в Крыму».
В местных гипермаркетах экономкласса — полупустые полки и толпы людей, а цены сравнялись с московскими.
Москва провозгласила Крым свободной экономической зоной, но строившие бизнес до аннексии предприниматели жалуются на препятствия.
«При Украине все было просто, был доступ ко многим базам (данных кадастра), сейчас все закрыто», — говорит 41-летний севастополец Эмиль Мустафаев, продавец коттеджей. Он говорит, что его бизнес страдает от дефицита отделочных материалов, которые раньше закупал в Украине.
Из-за слома прежней схемы снабжения с украинской материковой части крымские аграрии жалуются на нехватку воды для сельхозугодий, горожане — на перебои с электричеством и все вместе — на опасность, исходящую от силовиков и их добровольных помощников из «самообороны», патрулирующих города в камуфляже, с георгиевскими ленточками, опереточными регалиями и дубинками.
«Изначально в эту самооборону шли бездельники и весь сброд», — говорит симферополец Олег.
«Их услугами пользовались, когда отнимали конторы, которые приносили деньги… Высаживались, оцепляли и отжимали. Среди них много молодых ребят, которые пользуясь положением, хулиганят по вечерам под градусом. Они везде, в основном с дубинками, люди обходят их стороной, боятся».
За год крымские власти национализировали десятки украинских предприятий, рассказал Рейтер симферопольский адвокат Жан Запрута, который защищает акционеров.
«У Аксёнова желание превратить Крым в подобие СССР,.. забрав все структуры, которые зарабатывают живые деньги», — сказал адвокат, добавив, что несмотря на вступивший в силу в августе закон о выкупе акций национализированных предприятий, адресаты все еще ждут обещанных выплат.
Запрута говорит, что такая политика ставит крест на бизнес-климате.
«Инвесторы будут смотреть на соблюдение прав человека, в том числе на соблюдение прав собственности, а тут это не работает», — сказал адвокат.
«Многие привыкли к украинской свободе, а сейчас её нет — страх».
Лидер Крыма отвергает обвинения.
«Никаких личных целей при национализации у нас нет, — сказал Аксёнов. — Предприятия сами просят, чтобы их национализировали».
«Процесс национализации закончен, программа выполнена, инвесторам нечего опасаться».
Права человека в России и Крыму стали предметом тревоги нового верховного комиссара ООН Зейда Раада аль-Хусейна, который в мартовской речи в Женеве выделил нарушения прав, задевающие крымских татар, многочисленное национальное меньшинство.
Озабоченность притеснением последнего высказывали премьер Турции Реджеп Эрдоган и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. В январе российские силовики обыскали симферопольскую телестудию канала АТР, вещающего на крымско-татарском.
ОБСЕ назвала прессинг мусульманского меньшинства покушением на свободу, но Аксёнов видит за критикой «провокацию» ради разжигания межнациональной вражды.
«Сейчас у нас действует мораторий на обыск татар», — сообщил он.
«У меня много друзей — крымских татар», — добавил глава Крыма.
Аксёнов говорит, что у него много работы — «в ближайший год вряд ли предвидятся отпуска или выходные» — а несогласных всегда меньше.
«Я всегда западным журналистам говорю: пожалуйста на улицу выйдите… (найдите)…десять недовольных», — сказал он.
«Всегда есть десять процентов, которые недовольны любой властью, даже если она всё делает как нужно, по совести».
Источник: Reuters
Рекомендовано к прочтению