Что принесут малому и среднему бизнесу принятые изменения в Налоговый кодекс? Мнение эксперта
Что Украине в целом и малому бизнему в частности на 2016-й год предложило правительство и Верховная Рада?
Речь идет о законе "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году".
Свой анализ предложил Олександр Денисенко, експертная группа «Предприниматели за реформы»
Вот что он пишет на своей странице в Фейсбуке:
Сравнительные расчеты общей налоговой нагрузки сделаны для предприятия малого и среднего бизнеса, которое:
- работает на полной системе налогообложения;
- является плательщиком НДС;
- оптимизирует налогообложения путем вывода наличных через ФЛП 3-й группы - плательщика НДС или через финансовую услугу в 12%;
- не получает прибыли, потому что все заработанное направляет на оплату труда.
Результаты расчетов приведены в сравнительном графике в виде зависимости общей налоговой нагрузки от уровня тенизации зарплат (среднее отношение серой, "конвертной", доли в чистой белой зарплаты работников).
Выводы из этого сравнения вполне ожидаемы, считает эксперт..
1. Общая налоговая нагрузка на предприятие малого и среднего бизнеса снизится с 51,07% до 45,01%, что никоим образом не улучшает налогообложение в 2016-м. Проблема в том, что предприятий, которые не оптимизируют налогообложение, в среде МСБ не найти.
2.Отчаянная борьба за "компромисс" между кабминовским проектом (нагрузка 45,49%) и проектом комитета ВР по налоговой и таможенной политике под руководством Нины Южаниной (нагрузка 34,78%) принесла предпринимателям уменьшение налоговой нагрузки лишь на 0,48%. Этот эффект достигнут исключительно переброской 2% процентов по НДФЛ на ЕСВ.
3. Принятый закон создает экономические условия детенизации зарплат только для тех предприятий, которые тенизирует зарплату на уровне ниже 0,4%. Напомню, речь идет о предприятии, которое по зарплатной ведомости на руки работнику выдает, например, 2500 грн, а в конверте доплачивает еще 1000 грн.Очевидно, что такой способ организации бизнеса не может быть массовым - затевать сложные и рискованные оптимизационные схемы ради незначительной доплаты к зарплатам просто невыгодно. Поэтому, ни о какой ощутимой детенизации и речи быть не может.
4. Правительство сохранило предпринимателям МСБ все оптимизационные схемы. Это свидетельствует о том, что правительство еще не потерял чувство реальности - отмена ФЛП 3-й группы вместе с полным прикрытием конвертационных центров сразу бы уничтожило МСБ, как явление. Ведь реальное текущее общая налоговая нагрузка на предприятие МСБ в условиях применения оптимизационных схем ниже 35% и выдержать 45,01% в 2016-м оно просто не способно.
И хотя Минфин поднял ставку налогообложения ФЛП 3-й группы на один процент и усилил администрирование НДС, то же ФЛП вместе с конвертационным центром продолжат в 2016-м успешно выполнять свои оптимизационные функции, а незначительное увеличение расходов на оптимизацию многократно компенсируется существенным снижением ставки ЕСВ.В результате в 2016-м предприятие по уровню тенизации 2, которое оптимизирует налогообложения через ФЛП, будет получать нагрузки 30.29% против нынешних 33.78%, а тот, что использует конвертаторов, - соответственно 26.67% против 30.5%.То есть ощутимое улучшение предпринимателям пришло оттуда, откуда они его и не ожидали - по сути за счет более глубокого погружения в тень.
5. Такое развращение предпринимателей в будущем приведет к негативным последствиям.Если бы власть на прошлой неделе нашла силы согласиться на законопроект №3357 Южаниной, она имелы бы шанс цифрами доказать предпринимателям, их текущее налоговое бремя (с учетом оптимизации) в 2016-м существенно не изменится, даже когда они полностью детенизуют зарплаты.
Но благодаря "компромиссу" будущим настоящим реформаторам (которые непременно придут к власти) придется предлагать бизнесу более значительные, чем в законопроекте №3357, налоговые уступки для того, чтобы создать экономическую основу для детенизации.
По сути им придется вытаскивать МСБ с более глубокой тени, в которую его непременно затягивают последние налоговые инновации.
6. Микроэкономические расчеты подтверждают пессимистические макроэкономические прогнозы - поступления в бюджет от МСБ уменьшатся пропорционально суммарному снижению базовых ставок налогообложения, а вот на компенсаторы от МСБ бюджету отнюдь не следует рассчитывать.
Очевидно, в 2016-м правительству сбалансировать бюджет будет крайне трудно. Удержится ли он от своего любимого компенсатора - печатного станка имени Гонтаревой, покажет время.
Рекомендовано к прочтению