У горе-водителей появился новый шанс улизнуть от выплат по аварии, - юристы

У горе-водителей появился новый шанс улизнуть от выплат по аварии, - юристы
Евгений Стелькин

Украинским водителям сократили сроки взыскания ущерба с виновников ДТП — той его части, которую пострадавший недополучил от страховой компании. Финансисты называют это франшизой и не покрывают по условиям своих договоров: ее размер может составлять от 1-2 тыс. грн. до 5-10% стоимости починки по условиям каско. Еще понятнее ситуация с автогражданкой, где выплаты ограничиваются лимитами 50-100 тыс. грн., и все сверху оплачивается из кармана водителя.

Изменение сроков произошло из-за новой правовой позиции, которую Верховный суд выдал, рассматривая дело №6-309цс15.

«Раньше трехлетний срок исковой давности отсчитывался с момента выплаты возмещения страховщиком, что было вполне логично. С одной стороны, к моменту выплаты уже было постановление суда по самой аварии, в котором говорилось, какая из сторон признана виновной в происшествии, с другой — на основании выставленного СТО счета происходил платеж страховой компаний, и было ясно, какую часть ущерба гасит СК, и сколько ложиться на плечи водителя. Теперь же ВСУ неожиданно изменить подход: отправной точкой стал не момент страховой выплаты (когда неясно ни кто виноват, ни во сколько обойдется починка), а само ДТП. Ясно лишь одно — у пострадавшего, который не начинал тяжбу до заключения страховщика, осталось меньше времени, чтобы успеть подать иск и уложиться в положенные три года. Ведь с момента аварии до суда и выплаты страховой компании может проходить от полугода до двух лет», — разъяснил ситуацию старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Применение франшиз в автостраховании — очень распространенное явление. И не только в автогражданке, но и в каско. Поскольку страховые компании нашпиговали свои страховки уймой оговорок для снижения цен полисов, которые подорожали в разы из-за девальвации гривны. Потому наши СК достаточно часто не оплачивают водителям всю стоимость ремонта по условиям своих договоров.

«В случае, когда в договоре установлен страховой лимит на выплату компенсации, к примеру, 20 000,00 грн., а ущерб составляет 30 000,00 грн., разницу в 10 000,00 грн., оплачивает непосредственно сам виновник ДТП, в случае предъявления к нему иска», — уточнила нам старший юрист «ЮФ «Можаев и Партнеры» Дария Давыдова.

Взыскать с виновника аварии ущерб, по закону, можно и в том, случае если доплачивать за починку пришлось из-за увеличения ценника станции техобслуживания.

«Страховые компании часто осуществляют выплаты не в полном объеме, однако, это объективно, ведь согласование суммы и непосредственно выплата растянуты во времени, иногда не только на несколько недель, но и на несколько месяцев. СТО, которые ремонтируют автомобили, покупку запасных частей на них привязывают к курсу доллара и, соответственно, приобретают их все дороже и дороже. Поэтому, при согласовании ремонта цена может быть одна, а потом денежных средств не хватает, и в акте выполненных работ стоимость может быть увеличена на несколько тысяч. Соответственно, разница будет взыскиваться с виновной стороны, хотя сумма страховой выплаты далеко не выходит за рамки лимита. Таких ситуаций сейчас достаточно много», — сказала юрист ЮФ «Астерс» Вольга Шейко.

С оглядкой на свежее заключение ВСУ людям рекомендуют не медлить с подачей иска на виновника аварии. Сразу после оценки повреждений на СТО и получения предварительного ответа от страховой компании по сумме планируемой выплаты, подавать исковое заявление. В противном случае, виновник ДТП сможет улизнуть, не заплатив за ремонт.

Выращивание цветной капусты Транспортировка грузов на фурах Кондиционер для дома. Выбираем правильно. Диета для страдающих от диабета Экономим на отоплении

Лента новостей